Как проверить компрессию в двигателе компрессометром
Одним из способов диагностики является замер компрессии возникающей в камере сгорания при достижении поршнем верхней мертвой точки в такте сжатия.
На всех двигателях устанавливается раннее зажигание. Топливо воспламеняется до того как поршень дойдет до верхней мертвой точки. В ВМТ уже горящее топливо сжимается возникает давление, при котором топливо сгорает наиболее эффективно. Происходит как бы взрыв топлива. То есть в результате горения газы начинают мгновенно расширяться. И если давления сжатия не достаточно. То интенсивного горения не происходит. Топливо в цилиндре сгорает не полностью. Двигатель теряет мощность. Для бензиновых двигателей давление которое поршень должен создавать в ВМТ соответствует 10- 13 bar. Если давление ниже 9 bar можно сказать что в двигателе возникли серьёзные проблемы. Связанные с прогоранием клапанов поршневых колец или прокладок.
Фактически замерив компрессию в цилиндрах, мы можем определить наличие или отсутствие серьезных проблем с двигателем. Замерить компрессию можно при помощи специального прибора компрессометра. Он представляет собой манометр, который герметично соединяется с полостью камеры сгорания. И при вращении двигателя стартером. Замеряет возникающее давление в камере сгорания.
Для того чтобы произвести замер необходимо выполнить несколько условий.
Условия проведения замера
- Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. Потом у что должны соответствовать именно той температуре, в которой двигатель эксплуатируется.
- Необходимо вывернуть свечи со всех цилиндров. Что бы компрессия, возникающая в цилиндрах, не оказывала сопротивление на стартере. С помощью, которого будет проворачиваться двигатель. В противном случае не сможет создать максимально возможный крутящий момент. И измерения будут неправильными.
- Необходимо отключить катушку зажигания, что бы при вращении не образовывалась искра достаточно снять разъём с катушки или модуля зажигания. Потом у что возникающее напряжение будет образовывать искру в любом месте. И это могут оказаться обмотки катушки зажигания. Может повредиться изолирующий слой проводов. Или диэлектрических элементов катушки. В результате пробоя катушка выйдет из строя.
- Заслонка акселератора должна быть открыта полностью. Что бы не создавалось сопротивление поступающего в камеру сгорания воздуха. Любое сопротивление снизит фактическое показание компрессии в камере сгорания.
Какая компрессия должна быть в двигателе (по моделям авто)?
Компрессия — это очень полезный метод диагностики двигателя автомобиля. Мы уже знаем, как проверить компрессию в цилиндрах мотора автомобиля, и какая должна быть компрессия в самых средних значениях. Однако, предлагаем Вам теперь более точно узнать, какая должна быть степень компрессии конкретно у Вашей модели автомобиля.
Итак, мы знаем, что компрессия — это давление, которое создаётся поршнем в цилиндре камеры сгорания, когда тот находится в верхней мёртвой точке, то есть в конце цикла сжатия. Но есть ещё такое понятие, как степень сжатия — это объём всего пространства в цилиндре в то время, когда он находится в нижней мёртвой точке (то есть когда это пространство максимально), поделённый на аналогичный объём, но когда поршень находится в верхней мёртвой точке (когда объём этого пространства минимален). Что же получается, если мы видим в технических характеристиках двигателя, что степень сжатия его равен 10, то это значит ничто иное как то, что максимальный объём пространства камеры сгорания одного цилиндра такого мотора в 10 раз больше минимального. Т.е. топливо-воздушная смесь в таком цилиндре сжимается в 10 раз от того объёма, что поступает в него.
Оказывается, существует прямая зависимость компрессии в цилиндре от степени его сжатия, и определяется эта зависимость определённым коэффициентом. Принято считать, что этот коэффициент равен 1,2-1,3 для бензиновых 4-хтактных двигателей. Т.е., если мы знаем степень сжатия нашего двигателя (а эта информация представлена в официальных документах на автомобиль куда чаще, чем данные о компрессии), то узнать компрессию двигателя нам не составит труда.
Конечно же, на практике данные компрессии будут отличаться от официально заявленных производителем, хотя бы потому что компрессия эта зависит от процесса естественного износа поршневой группы, и чем больше этот износ, тем меньше будет компрессия. Но какова та грань, когда компрессия настолько низка, что можно считать компоненты двигателя чрезмерно изношенными? Принято считать, что этот критерий равен примерно 10-12% от степени компрессии, заявленной производителем или полученной расчётами. То есть если по документам норма компрессии должна составлять 12 кг/см 2 , то нетрудно рассчитать, что неисправным принято считать двигатель с компрессией менее 10.56 до 10.8 кг/см 2 .
А теперь давайте рассмотрим наиболее популярные среди российских автолюбителей марки и модели автомобилей и узнаем, какая компрессия должна быть в цилиндрах их двигателей!
Плохая компрессия в двигателе
Поведение автомобиля изменилось. Двигатель запускается не с первой прокрутки стартером или требует продолжительного вращения, а при минусовой температуре окружающей среды может вообще не запуститься. Если вывернуть свечи зажигания и осмотреть их визуально, то причина отказа в запуске становится ясной — свечи «мокрые» от переизбытка топлива, поступающего в цилиндры. Это симптомы плохой компрессии в двигателе.
Признаки
- двигатель завелся, после прогрева работает ровно на холостом ходу, но при движении ощущается потеря мощности;
- провалы при разгоне и увеличился расход топлива;
- работает с пропусками воспламенения — «троит».
Что делать, если выявлены вышеперечисленные признаки
Во избежание дальнейшего и скорого износа необходимо в кратчайшие сроки установить причины и выявить узлы, подлежащие ремонту.
По результатам замера компрессии возможны следующие показатели:
- высокая — больше 15;
- низкая — меньше 12;
- нет — 0.
Повышение компрессии в моторе видно по выхлопным газам — цвет становится сизо-белым и увеличивается расход масла. При разгоне появляется звон поршневых пальцев. Большая компрессия вызывает увеличение нагара на тарелках клапанов и направляющих, а на стенках камеры сгорания образуется слой кокса, уменьшающий объем камеры и соответственно изменяющий степень сжатия цилиндров.
Высокая компрессия постепенно вызывает детонационные стуки двигателя, разрушающие шатунно-поршневую группу.
Причина завышенной компрессии
Анализ ревизии двигателя показывает, что причина не одна. В таблице приведены причины повышенной компрессии в моторе:
1 | Перегрев двc |
2 | Низкокачественное масло |
3 | Не соответствующее масла |
4 | Присадки |
5 | Некорректная установка меток газораспределения |
6 | Несвоевременная замена маслосъемных сальников клапанов |
Причина низкой компрессии
Слабая компрессия выявляется при его запуске, особенно в холодную погоду, а также признаки обнаруживаются в потере динамики и увеличению расхода топлива.
Низкая компрессия увеличивает скорость износа двигателя, а если дефект в одном цилиндре, то холостой ход неустойчив, машина часто глохнет или занижает обороты холостого хода.
В таблице приведены основные причины:
1 | Перегрев |
2 | Тепловой зазор клапанов ниже допустимого уровня |
3 | Прогар или трещина на тарелке клапанов |
4 | Износ направляющих клапанов |
5 | Износ компрессионных колец поршня |
6 | Прогар прокладки головки блока цилиндров |
7 | Негерметичность пары седло-клапан |
Если нет компрессии в одном или более цилиндров, то двигатель очень плохо заводится, а заведенный тут же начинает работать несбалансированно, с сильными вибрациями и тряской.
Если же пропала компрессия одновременно во всех цилиндрах — двигатель не заведется. Одной из причин может быть обрыв ремня ГРМ на заведенном двигателе и столкновение поршня с клапанами. После удара клапана гнутся. Система газораспределения теряет герметичность, и сжимаемая топливовоздушная смесь с большой скоростью направляется в впускной и выпускной коллекторы.
Также пропадает компрессия в одном из цилиндров из-за сильного прожига тарелки клапана. Есть примеры, когда от 40 до 50% площади тарелки клапана оплавлено и компрессия равна нулю. Это легко определить и без компрессометра. Достаточно завернуть в этот цилиндр свечу и при прокрутке стартером коленчатый вал будет вращаться легко и однородно, не выделяя такты сжатия.
При замере компрессии желательно наблюдать за стрелкой измерителя давления (манометра) и следить за динамикой его нарастания. По скорости нарастания компрессии можно косвенно определить в какой группе деталей сильный износ. Если на первом такте манометр показывает низкую компрессию (3-5 атм), а при последующих тактах скорость нарастания давления увеличивается, то с большой вероятностью можно установить, что изношены поршневые кольца. В качестве перепроверки показаний можно применить метод искусственного создания масляной пленки на стенке цилиндров, добавив через свечное отверстие 5-10 мл масла. Если с добавленным маслом компрессия резко увеличится на первом же такте и установится номинальной, то можно уже конкретно утверждать об износе копрессионных колец. В случае измерения в двух соседних цилиндрах и получении низкого результата без масла и с маслом, можно сделать заключение о дефекте в прокладке головки блока цилиндров.
Возможен и другой вариант, когда достигается на первом такте 6-9 атм и на последующих тактах стрелка манометра зависает в этом же положении. При такой ситуации предполагается отсутствие герметичности клапана или прокладки ГБЦ. Более точно установить причину можно другими диагностическими приборами, такие как пневмотестер или электронный осциллограф.
Проверка компрессии в цилиндрах Daewoo Lanos
Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах — важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без его разборки. По ее среднему значению и по разнице значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью точности определить степень общего износа деталей шатунно-поршневой группы двигателя, выявить неисправности этой группы и деталей клапанного механизма.
Проверяют компрессию специальным прибором — компрессометром, который в настоящее время можно свободно приобрести в крупных магазинах автозапчастей.
ПРИМЕЧАНИЕ Так выглядит компрессометр, использованный для иллюстрирования данной книги. Существуют варианты компрессометров, у которых взамен резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи зажигания установлен резиновый наконечник. Такие компрессометры при проверке компрессии просто сильно прижимают к свечному отверстию. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Важным условием правильности показаний при проверке компрессии является исправность стартера и его электрических цепей, а также полная заряженность аккумуляторной батареи. |
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Остановите двигатель, снимите наконечники проводов со свечей зажигания и выверните все свечи (см. «Замена и обслуживание свечей зажигания»). |
3. Отсоедините колодку жгута низковольтных проводов от катушки зажигания, отключив тем самым систему зажигания. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Проворачивание двигателя стартером при отсоединенных наконечниках высоковольтных проводов и неотключенной катушке зажигания может привести к пробою ее высоковольтной цепи. |
4. Отключите топливный насос, вынув предохранитель №11… |
5. …или реле топливного насоса в монтажном блоке (см. «Монтажные блоки»). |
6. Вверните в свечное отверстие проверяемого цилиндра компрессометр.
7. Нажмите на педаль акселератора до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.
8. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия.
ПРИМЕЧАНИЕ Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться с частотой 180–200 мин-1или выше, но не более 350 мин-1. |
9. Записав показания компрессометра… |
10. …установите его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха. |
ПРИМЕЧАНИЕ У компрессометров иной конструкции показания могут сбрасываться другими способами в соответствии с инструкцией к прибору. |
11. Повторите операции пп. 6–10 для остальных цилиндров. Давление должно быть не ниже 1,0 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.
12. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 мл чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если же компрессия осталась неизменной, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к их седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Причину недостаточной компрессии можно выяснить также подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора. Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2–0,3 МПа. Для того чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом. Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель — о негерметичности выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку. |
Видео про «Проверка компрессии в цилиндрах» для Daewoo Lanos
Компресия ланос
Замер компрессии 8ми клапанный двигатель
Lanos. Нет компрессии во всех цилиндрах. Ремонт ГБЦ.
Повысить уровень компрессии
Загрузка …
В домашних условиях это можно только в том случае, если причиной ее появления стал нагар на поршнях и цилиндрах.
- Вам потребуется денатурированный спирт и керосин. Смешайте по 25 грамм каждого в пропорции 1:1. Это количество нужно для одного цилиндра. Соответственно, для четырех цилиндров понадобится в четыре раза больше смеси.
- Затем прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- В каждый цилиндр через свечное отверстие примерно по 50 грамм полученной смеси. Так машину нужно оставить на 10 часов. После 10 часов в каждый цилиндр залейте немного масла и заведите двигатель, он должен поработать 20-30 минут. Нагар с отработанными газами должен выгореть.
Признаки и причины исчезновения
Признаков и причин, по которым нет компрессии в одном, двух или сразу всех цилиндрах, на самом деле не так мало. Поэтому для пользователей нашего ресурса были собраны материалы, которые могут помочь определить снижение уровня давления в системе.
Признаки
Если в прогорает уплотнительная прокладка, сразу же нарушается герметичность самого цилиндра. Это можно увидеть, если выхлопные газы начнут прорываться через образовавшуюся щель. В этот момент происходит залегание колец, что влечет за собой повышенный расход моторной жидкости и бензина. Кроме того, в отдельных случаях мощность мотора может повышаться, а из выхлопной трубы будет идти дымный выхлоп.
Схема работы цилиндров
Если в вашем автомобиле пропала компрессия во всех цилиндрах одновременно или в каком-то одном из них, то признаки могут быть следующие:
- мотор стал на порядок труднее заводиться;
- двигатель работает нестабильно, как на холостом ходу, так и во время езды на передаче, на всех оборотах;
- вы заметили, что ваш «железный конь» стал потреблять гораздо больше топлива;
- в работе цилиндров также начались неполадки;
- если ваша машина оснащена дизельным ДВС, то во время работы мотора вы услышите частые хлопки;
- повышается давление в патрубках охладительной системы.
Причины
Проверка при помощи компрессометра
Каковы же могут быть причины? Их очень много, но мы рассмотрим все:
- в устройстве выпускного клапана возникли трещинки, как правило, это вызвано износом мотора;
- выпускной клапан очень плохо прилегает, что влечет за собой утечку через место соприкосновения клапана с «седлом»;
- само «седло» клапана полностью разрушено или на нем имеются механические повреждения;
- прогорела уплотнительная прокладка ГБЦ. Это могло случиться из-за ее износа. Кроме того, причиной износа прокладки может стать попадание загрязнений на контактные поверхности прокладки. Также она может прогореть в результате перегрева мотора, что впоследствии приведет к появлению трещин на блоке или деформации ГБЦ или самого блока;
- вследствие перегрева двигателя может возникнуть задир цилиндра;
- в вашем двигателе износилась цилиндропоршневая группа;
- межкольцевые перемычки поршня вышли из строя, то есть разрушились;
- кроме того, причиной, по которой в одном или двух цилиндрах нет компрессии, может быть выход из строя впускного клапана;
- в одном или нескольких цилиндрах или на самих поршнях образовалась трещина;
- на сальниках и уплотнительных поршневых кольцах появился нагар, который снижает давление в системе;
- возникли сбои или неполадки в работе системы газораспределения;
- обрыв цепи или ремешка газораспределительного механизма. Если во время движения на автомобиле оборвался , то это вполне может стать причиной того, что погнулись клапана;
- клапан перестал закрываться или при его закрытии есть большой зазор. Если зазор слишком большой, то клапана, скорей всего, открывается недостаточно, причиной чему может стать некорректная регулировка или износ элементов. Кроме того, если в один или несколько цилиндров поступает недостаточно воздуха, под крышкой клапанов вы услышите стук.
Нагар внутри двигателя
Как проверить компрессию в двигателе без приборов?
Самые точные, оптимальные данные можно получить только с использованием компрессометра. Однако у большинства автовладельцев его попросту нет, а если и есть, то вряд ли кто-то будет носить этот прибор все время с собой, а проверить компрессию чаще всего нужно срочно.
Самая неприятная ситуация, когда вы замечаете перебои двигателя в дороге. Тогда следует обязательно уметь воспользоваться подручными приборами, чтобы понять, сможете ли вы доехать до места, где предоставят техническую помощь.
Именно для таких ситуаций народ изобрел свой метод проверки. Однако он неточен из-за наличия человеческого фактора. Тем не менее, определить проблемное место этот вариант поможет, но только при существенной разнице компрессии в разных цилиндрах мотора.
Для проверки компрессии этим способом никаких дополнительных приборов не потребуется. Алгоритм ваших действий должен быть следующий:
- Для начала нужно изъять все свечи из цилиндров, кроме первой.
- Дальше следует вручную имитировать такт сжатия, то есть провернуть коленвал. При окончании такта совпадут соответствующие метки.
- Выкрутить первую свечу и вкрутить вторую.
- Еще раз имитировать такт, повторив шаг под номером 2.
- Сравнить усилия, затраченные на выполнение двух действий.
Таким образом, попеременно переставляя свечу зажигания из одного цилиндра в другой, сравнивая силу с которой проворачивается коленчатый вал в каждом из случаев, можно проверить компрессию в двигателе без приборов.
Конечно, о получении каких-либо цифр в таком варианте исполнения и речи быть не может. Более того неполадку в каком-либо цилиндре можно обнаружить только при большой разности усилий. Ведь вряд ли найдется человек, который заметит разницу затраченных сил при небольших отклонениях давления в двигателе.
К тому же во время проверки вы будете просто забывать, сколько сил прилагали в первом и последующих случаях. Но заметить неисправность с помощью данного метода вполне реально, так же как и исправить проблему своими руками.
Второй способ проверки компрессии без компрессометра
Существует еще одна народная проверка цилиндров движка. В отличие от первого метода, этот вариант более простой и на него не влияет фактор человека. Несмотря на это, данный способ еще менее точный, поможет определить только лишь факт наличия компрессии в двигателе. То есть таким образом можно понять: есть компрессия в цилиндре, или ее нет.
Для этого метода нам понадобится чистая тряпка. Все действия должны быть выполнены в следующей последовательности:
- Как и в предыдущем случае, нужно извлечь все свечи.
- Далее плотно заталкиваем тряпку в свечное отверстие, но не глубоко, чтобы в случае чего вы могли легко достать ее руками.
- Нажать на педаль газа и покрутить стартер.
При наличии компрессия тряпка должна благополучно вылететь из отверстия. Если этого не происходит, то это говорит о том, что компрессия в цилиндре отсутствует. Данным несложным способом можно где-нибудь в дороге оперативно проверить, есть ли компрессии в цилиндрах двигателя.
5.2. Проверка компрессии в цилиндрах
Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах — важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без его разборки. По ее среднему значению и по разнице значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью точности определить степень общего износа деталей шатунно-поршневой группы двигателя, выявить неисправности этой группы и деталей клапанного механизма.
Проверяют компрессию специальным прибором — компрессометром, который в настоящее время можно свободно приобрести в крупных магазинах автозапчастей.
ПРИМЕЧАНИЕ Так выглядит компрессометр, использованный для иллюстрирования данной книги. Существуют варианты компрессометров, у которых взамен резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи зажигания установлен резиновый наконечник. Такие компрессометры при проверке компрессии просто сильно прижимают к свечному отверстию. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Важным условием правильности показаний при проверке компрессии является исправность стартера и его электрических цепей, а также полная заряженность аккумуляторной батареи. |
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Остановите двигатель, снимите наконечники проводов со свечей зажигания и выверните все свечи (см. «Замена и обслуживание свечей зажигания»).
|
3. Отсоедините колодку жгута низковольтных проводов от катушки зажигания, отключив тем самым систему зажигания. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Проворачивание двигателя стартером при отсоединенных наконечниках высоковольтных проводов и неотключенной катушке зажигания может привести к пробою ее высоковольтной цепи. |
4. Отключите топливный насос, вынув предохранитель №11… |
5. …или реле топливного насоса в монтажном блоке (см. «Монтажные блоки»).
|
6. Вверните в свечное отверстие проверяемого цилиндра компрессометр.
7. Нажмите на педаль акселератора до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.
8. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия.
Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться с частотой 180–200 мин-1 или выше, но не более 350 мин-1.
|
9. Записав показания компрессометра… |
10. …установите его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха. |
ПРИМЕЧАНИЕ У компрессометров иной конструкции показания могут сбрасываться другими способами в соответствии с инструкцией к прибору. |
11. Повторите операции пп. 6–10 для остальных цилиндров. Давление должно быть не ниже 1,0 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.
12. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 мл чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если же компрессия осталась неизменной, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к их седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Причину недостаточной компрессии можно выяснить также подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора. Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2–0,3 МПа. Для того чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом. Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель — о негерметичности выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку. |