Клапан егр на ланосе: глушить нельзя ремонтировать

Зачем нужен клапан ЕГР в Дэу Ланос

Система EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) предназначена исключительно для того, чтобы сокращать содержание азота в выхлопных газах. С этим борются по-разному, но наиболее эффективным способом соблюдения эко норм, по мнению производителей, остается система рециркуляции газов.

Смысл применения системы ЕГР прост: не все газы отправляются сразу в атмосферу, часть из них направляется снова в камеру сгорания, чтобы понизить температуру горения смеси. А чем меньше температура, тем меньшее количество оксидов азота в выхлопе. Вот и вся задача.

Схема работы системы рециркуляции газов

Борьба за экологию сама по себе не вызывает ни у кого протестов. Другое дело, что система рециркуляции не вечная, особенно в двигателях Ланоса, на которых установлена EGR в соответствии с нормами Евро-3, а не Евро-2. И в тех, и в других моторах ресурс клапана ЕГР ограничен 120-150 тысячами, а у некоторых он не дотягивает и до сотни тысяч пробега.

Схема работы клапана ЕГР

Как работает и как не работает EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) на Ланосе

Схема работы электромагнитного клапана ЕГР и вакуумного.

Система работает достаточно просто. Отработанные газы из выпускного трубопровода частично подаются во впускной коллектор, а их подачу регулирует либо вакуумно-механический клапан, либо магнито-электрический клапан ЕГР. В первом случае клапан практически не контролируется системой управления двигателем, во втором — контролируется полностью.

Клапан ЕГР Евро-2 на двигателе Ланоса

И немного теории. Установка клапана, да и всей системы ЕГР (по опелевскому образцу, кстати) должна выполнять следующие функции:

  1. Разбавить топливо-воздушную смесь инертным газом без кислорода.
  2. Ограничить содержание выхлопных газов в камере сгорания 10%.
  3. За счет этого понизить температуру сгорания и давление (поскольку скорость горения меньше).
  4. Снизить потребление топлива.

Клапан ЕГР Евро-3

На практике же мы получаем несколько иной результат. Поскольку объем двигателя Ланоса сложно сравнивать с объемами грузовых дизелей и объемных бензиновых моторов, то недостатков применения системы получаем гораздо больше. А именно — накопление нагара и сажи в камере сгорания, на клапанах и днище поршня, что приводит к обострению процессов износа, высокому расходу топлива и перегреву двигателя. В самых запущенных случаях засорение двигателя нагаром может привести к детонации.

Почему рекомендуют заглушить клапан EGR

Первое. Горячие газы на всем пути перемещения переносят сажу, нагар, кокс. В итоге ОБРАЗУЕТСЯ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ СЛОЙ НАГАРА в магистрали впускном/выпускном коллекторе , поршневая группа. А мы знаем, что нагар приводит к ухудшению температурного режима двигателя.

Отложение нагара на впуске

Закоксовуется поршневая группа

Второе. Для правильной топливной смеси, как мы знаем, нужно выполнение двух условий. Это наличие самого топлива (солярка) и чистый холодный воздух. Поэтому, для выполнения этих условий, в дизельных автомобилях ставится интеркуллер.

Что же получается у нас в итоге с клапаном EGR?

В мотор попадают отработавшие, немного охлажденные газы и грязный воздух. С такими компонентами создание нормальной рабочей смеси нереально. И как мы уже отмечали, это приводит к созданию нагара и сажи.

Третье. Нагар отложенный во впускном коллекторе уменьшает его объем. Поэтому, мотор не может получить больше воздуха для образования рабочей смеси.

Четвертое. Уменьшается дымность, за счет того, что в мотор опять же повторюсь: попадает чистый воздух, создается правильная смесь, отсутствует нагарообразование.

ЭБУ Шевроле Ланос – самостоятельная диагностика неисправностей

Многие считают, что диагностика системы управления двигателем – удел высококвалифицированных специалистов. Между тем в контроллере Шевроле Ланос (ЭБУ — электронный блок управления) имеется достаточно мощная встроенная система самодиагностики (реализованная на программно–аппаратном уровне), что значительно облегчает поиск возможных неисправностей даже непрофессионалу.

Диагностировать работоспособность ЭБУ Шевроле Ланос я рекомендую в два этапа:

  • Первый этап, визуальный осмотр и диагностика по неисправностям
  • Диагностика при помощи сканера.

Как это сделать? Да очень просто! Выход из строя электронного блока управления имеет ряд характерных только ему особенностей. Например:

  1. Загорается лампа контроллер Check
  2. Отсутствие реакции на Лямба регулирование, датчик температуры и датчик положения дроссельной заслонки
  3. Нет сигналов управления форсунками, бензонасосом, клапаном холостого хода и другими исполнительными механизмами.
  4. Отсутствует связь с диагностическим прибором.
  5. Физические повреждение блока (сгоревшие радиоэлементы и проводники)

Если вы обнаружили выше упомянутые неисправности необходимо переходить ко второму этапу диагностики, а именно сканированию ошибок.

На следующем этапе проверки без специального оборудования не обойтись. Соединиться с контроллером автомобиля для чтения диагностических данных можно при помощи диагностического тестера (отдельно приобретаемый прибор) или компьютера с установленной специальной программой.

Кроме программы, необходимо приобрести так называемый диагностический адаптер К-линии (VAG-COM USB KKL адаптер), поддерживающий протокол KWP2000 (также известный как OBD-II) — адаптер предназначен для передачи данных с автомобиля в USB-порт компьютера.

Протокол KWP2000, также известный как OBD-II, и дал название разъему диагностики, который расположен как я уже говорил ранее под капотом, и к которому нужно будет подключить адаптер. Из всего модельного ряда Шевроле, только в «Ланос» он расположен так удобно. Остальным автовладельцам приходится помучаться с его подключением.

Номер которого необходимо переопределить на 1-4 (1, 2, 3 или 4 — именно с этими номерами портов работает KWP_D). Подключаем разъем диагностики, включаем зажигание и запускаем программу. После непродолжительной паузы система выдает сообщение, что связь установлена – можно приступать к диагностике.

Каждый двигатель имеет так называемые типовые параметры – базовые технические характеристики, описывающие нормальную работу двигателя, которые и берутся для сравнения с измеренными в процессе диагностики значениями. Если провести аналогию – это, например, температура тела здорового человека (типовой параметр 36.6 °C). Ниже будет рассмотрена последовательность диагностики на примере восьмиклапанного двигателя объемом 1.6 литров. Все измерения будем проводить на заведенном двигателе в режиме холостого хода.

Первое, на что следует обратить внимание – параметр DTC (наличие сохраненных ошибок):

Если ошибки есть, переходим на вкладку «Коды» и смотрим номер ошибки вместе с расшифровкой. Всевозможные коды ошибок и пояснения к ним легко найти в Интернете. Если ошибок нет, это еще не означает, что с двигателем все в порядке. Например, при завышенных оборотах холостого хода ЭБУ может воспринимать сигнал с неисправного датчика ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) как нажатую водителем педаль газа, и не выдавать при этом никакой ошибки.

Организация ремонта клапана EGR в автосервисе

Учитывая разнообразие причин приводящих к отказу означенного устройства, диагностика его неисправностей представляет определенную сложность для неквалифицированного мастера. Самостоятельное определение неисправности клапана рециркуляции автовладельцем для последующего снятия с разборкой или заменой узла часто не приводит к устранению дефекта. Так, некачественная очистка >прилегающих трубопроводов вновь вызовет засорение разъемов и трубок.

Лучшее решение в такой ситуации обращение в сертифицированный автосервис, где будет выполнен ремонт клапана EGR с использованием профессионального инструмента. Только в условиях хорошо оборудованной мастерской с привлечением квалифицированного персонала возможно точно установить и устранить причины отказа устройства.

Проблемы с клапаном ЕГР, неисправности, устранение

Все то, что мы рассмотрели до этого, происходит при условии идеальной работы системы рециркуляции выхлопа. Однако система не так надежна, как нам хотелось бы. Со временем выхлопные газы подаются в камеру сгорания в гораздо больших объемах, что и вызывает провалы при разгоне, троение двигателя, забрасывание свечей, появление на них нагара и подсос воздуха во впускном тракте.

Удаление клапана проводят только при возникновении одной из этих неисправностей:

Клапан заклинил

Неважно, в каком положении, но в любом случае это говорит о необходимости ремонта. Огромное количество нагара на стенках клапана

Клапан EGR выходит из строя в основном из-за некачественных топлива и масел — повышенное содержание тяжелых фракций приводит к образованию нагара и касается это не только клапана ЕГР, естественно. Восстановление системы, как правило, стоит дорого и не имеет смысла на том пробеге, на котором клапан приказал долго жить.

Основная функция клапана EGR

Для начала, давайте немножко пройдемся по теории относительно клапана отработавших газов. Клапан отработавших газов EGR (Exhaust Gas Recirculation) или другое его название ОГ (дано автолюбителями исходя из специфики его работы), отвечает за рециркуляцию отработанных газов.

Система рециркуляции газов в современном автомобиле выполняет одну важную миссию. Она ограничивает попадание в окружающую среду токсичных газов с содержанием оксидов азота (NO2) при разных режимах нагрузок на двигатель.

Хочу заметить, что система не является ”ноу-хау”, она известна давно. Многие автолюбители помнят еще ее простую конструкцию на отечественных автомобилях таких как ВАЗ-21213 «Нива».

Активное применение системы авто концернами припадает на эпоху спроса дизельных двигателей. Экологами было замечено, что самый большой вред в загрязнении окружающей среды дизельными агрегатами припадает на работу двигателя при холостых либо малых оборотах. Сейчас система рециркуляции активно применяется на бензиновых, дизельных так и газовых двигателях.

Кроме защиты окружающей среды от загрязнения, клапан ОГ (как считается производителями), способен повысить продуктивность работы двигателя:

  • Уменьшает расход топлива.
  • Снижает «жесткую» работу дизельного двигателя.
  • Снижает моменты проявления детонации в бензиновых двигателях.

Где устанавливается клапан EGR

Однозначного ответа про месторасположение клапана нет. Все зависит от модели и марки автомобиля. Конструктивно, клапан устанавливается во впускном либо выпускном коллекторе. Несмотря на то, что конструктивное расположение клапана отличается в зависимости от модели авто, принцип и смысл работы один и тот же.

К примеру, в автомобиле Шкода Октавия 1.6 (дизель), клапан установлен с обратной стороны двигателя, под выпускным коллектором.

Кроме места расположения, клапана EGR могут отличаться конструктивно по принципу управления.

Первоначально, в старых моделях автомобиля, применялись пневмомеханические клапана. Управление клапаном осуществлялось за счет создаваемого разрежения впускного коллектора.

В связи с ужесточением стандартов (EURO 2 и 3) пневмомеханику стали заменять электропневматическими клапанами.

Последние разработки системы рециркуляции под более жесткие стандарты (EURO 4 и 5) полностью перешли под электронное управление ЭБУ. Иначе такую систему стали называть – ”цифровой клапан ОГ”.

Более совершенной конструкцией EGR считается электронный клапан, открытие которого выполняется при помощи шагового электродвигателя.

Вакуумные и цифровые клапана EGR

Не имеет существенного значения, где установлен клапан и какой тип применяется в автомобиле. Принцип работы одинаков для всех устройств.

Друзья. Чтобы понять механизм работы, давайте посмотрим как работает клапан ОГ.

Инструкция по снятию приборной панели Lanos Sens Chance

Чтобы снять приборную панель на Ланосе, не требуется прилагать много усилий. Процедура эта не трудная, и занимает не много времени. В любом случае, если нужно выполнить ремонт, тюнинг или замену панели приборов, то необходимо разобраться в вопросе ее демонтажа. Как снять приборку Ланос, рассмотрим в детальном описании с фото. Первым делом подготовим необходимые инструменты для проведения работ. Для этого понадобятся только набор отверток. Позаботьтесь о том, чтобы в наборе была короткая крестовая отвертка или гибкий вал, иначе будут трудности с вывинчиванием двух винтов.

Теперь можно приступать к процедуре снятия приборной панели на Ланосе. Рекомендуется соблюдать последовательность, которая описана в инструкции:

  1. Первым делом необходимо обесточить автомобиль с целью исключения возникновения короткого замыкания. Для этого достаточно откинуть минусовую клемму с аккумулятора
  2. Далее необходимо снять верхнюю часть пластикового кожуха руля. Крепится он при помощи двух винтов, расположенных за рулевым колесом. Выкручиваем два винта крепления, повернув руль в левую и правую сторону
  3. Теперь необходимо извлечь панель управления корректором фар. Для этого можно поддеть ее при помощи отвертки, но этот способ опасен тем, что можно повредить пластиковый корпус. Именно поэтому следует с боковой стороны торпеды отщелкнуть заглушку, и через образовавшееся отверстие просунуть руку, чтобы извлечь приборку управления корректором фар
  4. Под снятой панелью находятся два болта, которые необходимо выкрутить крестовой отверткой
  5. Далее перемещаемся к центральной части торпеды. Демонтируется пластиковая заглушка в виде буквы U, поддев ее отверткой. Демонтировать заглушку нужно аккуратно, что не повредить ее и крепежные защелки
  6. Демонтируем пластиковую рамку с магнитолы. В верху имеется 2 винта, которые необходимо выкрутить крестовой отверткой, чтобы отсоединить  блок управления системой микроклимата или печкой БУП (магнитолу снимать не нужно). Выкручивать винты рекомендуется отверткой с намагниченным наконечником
  7. Снимать блок управления полностью не нужно, а отсоединяется он для того, чтобы выкрутить в верхней части два болта крепления пластиковой накладки панели приборов
  8. Отсоединить фишки питания аварийки, часов и противотуманных фар (на некоторых моделях может не быть часов)
  9. Используя короткую отвертку, необходимо выкрутить два винта крепления пластиковой накладки приборной панели. Они находятся сверху в потайных каналах
  10. После этого осуществляется демонтаж пластиковой накладки
  11. Теперь можно приступать к завершающему этапу демонтажа приборной панели Ланос, Сенс и Шанс. Для этого вывинчиваются 4 крепежных винта, расположенные по периметру
  12. Чтобы извлечь приборку, понадобится верхнюю часть наклонить вниз, после чего тянуть на себя. Подтянув приборку к себе, следует отсоединить 3 фишки питания

На этом процедура демонтажа приборной панели Шевроле, ДЭУ и ЗАЗ завершена. Теперь можно провести необходимый ремонт, замену лампочек, очистку или тюнинг приборки, и ставить ее на место. Установка осуществляется в порядке обратном снятию. Если ставится новая приборная панель с тахометром на Ланос, Сенс и Шанс, то не забывайте докрутить реальный пробег.

https://youtube.com/watch?v=O54DqB6PpPQ%3F

В завершении следует отметить, что процедура снятия приборки на Ланосе не сложная. Для этого не нужно выделять много времени и тратить свои нервы. Если перегорела лампа подсветки или не работает стрелка одного из указателей, то эти поломки можно устранить после демонтажа приборки. О том, как установить на Ланос панель приборов с тахометром, на сайте вы найдете отдельную статью.

Шевроле Ланос, ремонт своими руками

Текущий ремонт и плановое обслуживание вместе с диагностикой — это залог долгой жизни автомобиля. Двигатели с восьмиклапанной головкой блока, устанавливаемые на Ланос, довольно надежны, но при наличии качественного ухода. В первую очередь нужно учитывать качество эксплуатационных материалов. Они-то и влияют на ресурс двигателя. Система питания автомобиля включает в состав два топливных фильтра — фильтр тонкой очистки и фильтр грубой очистки топлива. Замена фильтров не панацея от забитых форсунок, но делать это нужно как можно чаще. Тем более, что фильтр тонкой очистки расположен довольно удобно. Его можно найти под капотом возле вакуумного усилителя тормозов. Завод рекомендует проводить замену топливного фильтра по инструкции каждых 10 тысяч км, но было бы нелишним перестраховаться и пересмотреть эти сроки в сторону уменьшения.

Изначально Ланосы собирались на заводе FSO в Польше

О том, что топливный фильтр забит, будут говорить некорректная работа двигателя, бедная смесь, повышенный шум топливного насоса. При появлении первых признаков забитого фильтра, а лучше через каждых 5-7 тысяч пробега, фильтр нужно менять. Снимается он голыми руками, вообще без помощи инструментов. Единственное, что нужно сделать, это сбросить давление в системе перед заменой. С фильтром грубой очистки придется повозиться, поскольку он установлен в одном корпусе с бензонасосом в топливном баке. Вообще, стоит привязывать некоторые работы к рекомендуемым срокам обслуживания и ремонта. Тогда ни одна мелочь не будет упущена, а машина будет ухоженной.

К примеру, во время замены топливного фильтра, как правило, наступает и время для замены масла. Завод также указывает в регламенте 10-12 тысяч, но если пробег сократить до 7, хуже от этого не станет. Причем нужно стараться придерживаться рекомендаций и по марке масла — 5W30 GM, это то, чего хочет ваш Ланос. Это же касается и замены масляного фильтра, свечей зажигания и воздушного фильтра. Болезнью всех Ланосов, независимо от места сборки, владельцы единогласно называют шумную коробку передач. Как ни странно, если сократить регламент замены трансмиссионки в КПП и в главной передаче, то шумы пропадают совсем или стают гораздо слабее. Причем шумы действуют только на нервы, а на работу коробки практически не влияют. Следовательно, не стоит дожидаться 60 тысяч пробега, а если заменить трансмиссионку раньше, коробка будет благодарно помалкивать до следующей замены. Также иногда замены требуют пластиковые втулки кулисы при нечетком включении передач.

Как проверить клапан ЕГР на исправность

Процедура проверки клапана ЕГР позволяет удостоверить в том, что характерные признаки, которые описаны выше, указывают непосредственно на неисправность изделия. Самый простой способ проверки электровакуумного устройства на Ланосе выполняется следующим образом:

Отсоединить шланг на управляющем клапане, который соединяет его с вакуумным устройством (он подключается сбоку).
После этого запустить двигатель.
На ХХ создать вакуум, то есть, ртом втянуть мембрану, чтобы осуществить открытие клапана.
Если седло не залипло, то при открытии отработавшие газы начнут поступать в коллектор, что приведет к тому, что увеличатся обороты или заглохнет мотор. Это свидетельствует о том, что устройство работает исправно

В таком случае стоит обратить внимание на исправность управляющего электроклапана. Как его снять и проверить на Ланосе, описано в следующем разделе ниже.

Это интересно! Открыть клапан на ХХ можно путем нажатия на мембрану рукой или металлическим инструментом

При этом важно учитывать, что если двигатель прогрет, то деталь будет очень горячей, и можно получить ожог.. Еще проверить изделие на исправность можно путем его снятия

Осматриваем состояние клапана, который должен быть закрыт. Если он будет приоткрыт (как показано на фото), значит, подлежит чистке или замене

Еще проверить изделие на исправность можно путем его снятия. Осматриваем состояние клапана, который должен быть закрыт. Если он будет приоткрыт (как показано на фото), значит, подлежит чистке или замене.

Еще один способ проверки заключается в проверке на герметичность при помощи самодельного дымогенератора.

С его помощью подаем дым во впускной коллектор, и определяем все негерметичные места в системе впуска автомобиля. Этим же способом определяется герметичность мембраны клапана ЕГР, которая со временем может повредиться.

Если повреждена мембрана клапана ЕГР, то изделие подлежит замене.

Проверка электронного клапана ЕГР на Ланосе и Шансе предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Снять изделие и осмотреть состояние каналов. Если клапан завис в полуоткрытом состоянии, то это может произойти либо по причине неисправности цепи питания, либо в случае загрязнения перепускного канала.
  2. Измеряем сопротивление катушки соленоида. В закрытом положении должно быть сопротивление 0,4 кОм, а в открытом 4,4 кОм. Сопротивление обмотки шагового двигателя составляет 9 Ом.

Проверка осуществляется с помощью диагностики. На БК отображаются соответствующие коды ошибок Р0400-Р0409. При неисправности изделия могут появляться и другие коды ошибок, косвенно свидетельствующие о проблеме в системе рециркуляции отработавших газов. Одной из таковых является ошибка с кодом Р0036. Она возникает по причине того, что лямбда фиксирует большое количество кислорода в выхлопе, и поэтому подается сигнал на ЭБУ для чрезмерной коррекции состава ТВС. Не исключено возникновение ошибки неисправности системы, если на автомобиле установлено ГБО.

После проверки и определения неисправности изделия, можно принимать соответствующее решение о способах устранения. Для этого можно выполнить очистку каналов клапана, и тем самым восстановить работоспособность изделия. Второй способ — заменить изделие на новое или б/у. И третий способ — заглушить клапан ЕГР на Ланос

К последнему способу важно отнестись ответственно, чтобы в итоге не сделать хуже для себя и вашего автомобиля

Это интересно! Артикул оригинального электроуправляемого изделия на Ланос и Шанс GM 17097086.

Зачем нужен клапан ЕГР в Дэу Ланос

Система EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) предназначена исключительно для того, чтобы сокращать содержание азота в выхлопных газах. С этим борются по-разному, но наиболее эффективным способом соблюдения эко норм, по мнению производителей, остается система рециркуляции газов. Смысл применения системы ЕГР прост: не все газы отправляются сразу в атмосферу, часть из них направляется снова в камеру сгорания, чтобы понизить температуру горения смеси. А чем меньше температура, тем меньшее количество оксидов азота в выхлопе. Вот и вся задача.

Борьба за экологию сама по себе не вызывает ни у кого протестов. Другое дело, что система рециркуляции не вечная, особенно в двигателях Ланоса, на которых установлена EGR в соответствии с нормами Евро-3, а не Евро-2. И в тех, и в других моторах ресурс клапана ЕГР ограничен 120-150 тысячами, а у некоторых он не дотягивает и до сотни тысяч пробега.

Как работает и как не работает EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) на Ланосе

Система работает достаточно просто. Отработанные газы из выпускного трубопровода частично подаются во впускной коллектор, а их подачу регулирует либо вакуумно-механический клапан, либо магнито-электрический клапан ЕГР. В первом случае клапан практически не контролируется системой управления двигателем, во втором — контролируется полностью.

И немного теории. Установка клапана, да и всей системы ЕГР (по опелевскому образцу, кстати) должна выполнять следующие функции:

  1. Разбавить топливо-воздушную смесь инертным газом без кислорода.
  2. Ограничить содержание выхлопных газов в камере сгорания 10%.
  3. За счет этого понизить температуру сгорания и давление (поскольку скорость горения меньше).
  4. Снизить потребление топлива.

На практике же мы получаем несколько иной результат. Поскольку объем двигателя Ланоса сложно сравнивать с объемами грузовых дизелей и объемных бензиновых моторов, то недостатков применения системы получаем гораздо больше. А именно — накопление нагара и сажи в камере сгорания, на клапанах и днище поршня, что приводит к обострению процессов износа, высокому расходу топлива и перегреву двигателя. В самых запущенных случаях засорение двигателя нагаром может привести к детонации.

Как выходит из строя клапан EGR

Если по-простому сказать, то клапан ”убивает себя своим принципом работы”. Когда создается нагар на стенках всей выхлопной/впускной системы, соответственно он попадает и на саму заслонку клапана. В таком случае, клапан начинает ”подклинивать”, и он уже не в состоянии полностью открыться либо закрыться.

Так вот друзья, здесь и начинается самая большая проблема. Давайте разберем и этот случай.

Клапан ”клинит” в открытом положении.

При этом варианте развития событий, на средних и высоких оборотах двигателя, вся сажа переносимая горячими газами попадает на поршневую группу. Смесеобразование топлива нарушено. Появляется ошибка на приборной панели ”Чек”.

Вы представляете себе какие процессы там происходят?

Я вам скажу – двигатель теряет часть своей мощности. Кроме этого, увеличивается износ деталей кривошипно-шатунной группы. Сажа, смешиваясь с моторным маслом быстро его окисляет, что естественно отрицательно сказывается на ресурсе двигателя. Еще один негатив – быстрее забивается сажевый фильтр. Как вывод – выход из строя сажевого фильтра напрямую взаимосвязан с работой клапана

Обратите на этот момент свое внимание

Клапан ”клинит” в закрытом положении.

При таком развитии событий последствия менее губительны для двигателя. Меньше переносится сажи, воздух поступает не такой загрязненный. Но двигатель, все равно теряет мощность. Также загорается сигнализатор неисправности ”Чек”, и двигатель переходит в аварийный режим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про Daewoo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: