Неисправности гидроусилителя руля и способы их устранения

Какие преимущества применения ГУР на автомобиле

Этот раздел будет полезен тем, кто собирается купить автомобиль Ланос, и при этом решает, стоит ли переплачивать за наличие в конструкции гидроусилителя. Как известно, Ланосы уже давно не выпускаются, поэтому сегодня приобрести такой автомобиль можно только в б/у виде. Однако его популярность говорит о том, что это один из надежных автомобилей бюджетного класса, который ко всем преимуществам, характеризуется простотой обслуживания, ремонта и невысокой стоимостью запчастей.

Если вы также запланировали установить на Ланос ГУР, что вполне возможно, и об этом на сайте обязательно будет размещена статья, тогда полезно будет узнать обо всех достоинствах гидроусилителя руля. К ним относятся:

  1. Надежность — это одна из самых надежных систем, которая имеет большой срок службы, что подтверждено нечастыми возникновениями поломок. Чтобы исключить вероятность появления неисправностей, необходимо обеспечить своевременную замену масла в системе, а также исключить вероятность работы механизма при сильных нагрузках.
  2. Комфорт — процесс управления автомобилем с ГУР действительно легче и удобнее. Это положительно влияет на возможность маневрирования, а также исключает усталость при продолжительных поездках на авто.
  3. Возможность управления автомобилем при неисправности — если механизм выходит из строя, то водитель обнаружит это путем увеличения усилия, которое необходимо прикладывать на руль для поворота колес. Это ощущает водитель, но при этом автомобиль можно продолжать эксплуатировать, хоть при этом становится сложнее крутить руль.

ГУР на Ланосе имеет и некоторые недостатки. Важным считается увеличение расхода топлива, что связано с дополнительной нагрузкой, которую испытывает коленчатый вал при вращении насоса. Однако этот недостаток не воспринимается всерьез, так как комфорт управления автомобилем превыше всего.

Это интересно! Важно отметить еще один минус данного механизма, который заключается в постоянстве функционирования насоса ГУР, нагнетающий давление масла. Он работает постоянно при запуске двигателя, что соответственно способствует износу составных его деталей.

Почему не работает гидроусилитель руля?

Основные неисправности, их причины и советы по устранению приведены в таблице.

Проблема Причины Рекомендации по ремонту
Во время езды чувствуется отдача, от руля исходят толчки При такой некорректной работе ГУРа проблема может заключаться в износе либо некачественной затяжке приводного ремешка насосного устройства. Требуется замена изделия либо регулировка его натяжения.
Руль проворачивается туго, приходится прилагать усилия Причины:
  • некачественная подтяжка либо износ приводного ремешка насоса;
  • пониженный уровень смазочной жидкости в расширительном резервуаре;
  • слишком низкое количество оборотов холостого хода силового агрегата;
  • загрязненный фильтрующий элемент заправочного бака;
  • пониженное давление в насосном устройстве усилительного механизма;
  • наличие воздушных пробок в системе.
Для устранения проблемы:
  1. Выполняется регулировка натяжения приводного ремешка.
  2. Доливается смазочная жидкость.
  3. Производится настройка оборотов холостого хода (проверяется двигатель, дроссельная заслонка, меняются датчики).
  4. Осуществляется замена фильтрующего устройства.
  5. Выполняется ремонт либо смена насосного механизма.
  6. Производится диагностика герметичности уплотнительных элементов, удаляются воздушные пробки.
При вращении руля в среднем положении приходится прикладывать больше усилий Неисправность необходимо искать в механической поломке насосного устройства. Выполняется полная диагностика насоса. В зависимости от проблемы, производится его ремонт или замена. Также нужно произвести диагностику всей системы рулевого управления.
При вращении руля в одну сторону необходимо прикладывать больше усилий Проблемы в работе насоса. Выполняется диагностика насосного устройства и его ремонт. Зачастую причина связана с сальниками, требуется их замена.
Водителю приходится прикладывать больше усилий, когда руль проворачивается быстро Причины неисправности:
  • слабая натяжка приводного ремешка насосного механизма;
  • пониженное количество оборотов холостого хода;
  • в магистралях системы гидравлического усиления имеется воздушная пробка;
  • неполадки в работе насосного приспособления;
  • механическая неисправность системы ГУР.
Принцип ремонта заключается в следующем:
  1. Производится проверка и регулировка натяжения приводного ремешка.
  2. Исправляется проблема с падением холостых оборотов.
  3. Делается обследование всех патрубков системы ГУР на предмет поиска подсоса воздуха. Воздушная пробка удаляется.
  4. Выполняется ремонт либо замена насосного приспособления, в зависимости от проблемы.
  5. Производится диагностика устройств системы ГУР.
Система ГУР в целом функционирует некорректно Возможные причины неисправности:
  • пониженный уровень смазочного вещества в расширительном резервуаре, проблема может быть обусловлена утечкой жидкости;
  • наличие воздушной пробке в системе ГУР;
  • износ составляющих элементов рулевого управления;
  • нарушение геометрии приводного устройства;
  • неисправность шин, их износ.
Рекомендации по исправлению проблемы:
  1. В расширительный бачок добавляется масло. Выполняется поиск места утечки, причина устраняется.
  2. Производится диагностика герметичности уплотнительных элементов. Воздушную пробку необходимо убрать из системы.
  3. Выполняется проверка состояния механизмов и узлов ГУР. Найденные неисправности удаляются.
  4. Производится диагностика шин, надо убедиться в целостности протектора. При необходимости резина меняется.
Повышенный шум во время работы ГУР Проблема может заключаться в пониженном уровне смазочного вещества в бачке. Также масло иногда выбрасывается через предохранительное клапанное устройство. При последней проблеме будет проявляться свист, когда руль попадает в крайнее правое или левое положение. Выполняется доливка масла в систему, производится проверка всех элементов, особенно клапана, на предмет утечки. Необходимо определить причину неполадки и удалить воздушную пробку, если она имеется. Производится проверка насосного механизма. Также необходимо протестировать величину давления насоса.
Вибрация В гидравлической системе образовалась воздушная пробка. Также проблема может состоять в повреждении либо неудовлетворительной состоянии резины. Выполняется диагностика всех элементов системы ГУР. Определяется причина завоздушивания, пробка удаляется. Если шины изношены, они подлежит замене.

Павел Ковалев рассказал об устройстве ГУР, а также о типичных неисправностях, присущих этим системам.

Диагностика

Для проверки усилителя в авто нужно демонтировать пластмассовую накладку на рулевой колонке, для этого открутите болты, фиксирующие ее снизу.

Затем вам нужно будет добраться до 8-контактного штекера, его распиновка следующая:

  • контакт голубого цвета подключается к замку зажигания, это питание 12 вольт;
  • контакт красно-коричневого цвета — это кабель подключения к тахометру;
  • серый контакт идет на контроллер скорости авто;
  • бело-розовый провод — контрольный индикатор усилителя;
  • черно-желтый контакт — это диагностическая линия;
  • следующий контакт пустой, провод к нему не подключен;
  • контакт коричневого цвета — это масса;
  • пустой.

Более точные результаты позволит получить проверка усилителя с помощью сканера. Но поскольку такое оборудование обычно можно найти только на СТО, можно попытаться проверить работу системы скрепкой.

Для проверки нужно сделать следующее:

  1. Сначала отключается зажигание.
  2. Затем, используя скрепку, необходимо замкнуть контакты под номерами 6 и 7 данного штекера, при этом сам штекер демонтировать не обязательно.
  3. Далее, зажигание нужно включить.
  4. Выполнив эти действия, индикатор поломки ЭУР, расположенный в приборной панели, начнет мигать, по количеству морганий можно определить поломку системы (автор видео — Гоша Вахромеев).

https://youtube.com/watch?v=r8AExwMEq-k

Как по миганию значков индикатора понять, где искать причину:

  • один длинный сигнал и один короткий — электроусилитель исправен;
  • один длинный и два коротких — нет сигнала оборотов мотора;
  • один длинный и три коротких — вышел из строя или отсутствует питание контроллера момента;
  • один длинный и четыре коротких мигания — проблемы в работе электродвигателя ЭУР;
  • один длинный и пять коротких — вышел из строя контроллер положения рулевого вала;
  • один длинный и шесть коротких — вышел из строя контроллер положения ротора мотора;
  • один длинный и семь коротких — неполадки в работе электросети — напряжение либо слишком высокое, либо очень низкое;
  • один длинный и восемь коротких — вышел из строя управляющий модуль электроусилителя;
  • один длинный и девять коротких — поломка контроллера скорости.

Коды ошибок

с1044 — неверная последовательность датчика положения ротора (ДПР)

c1621 — не верное напряжение 5V

с1622 — отказ цепи сигнала скорости

c1011 — цепь сигнала оборотов двигателя автомобиля, отсутствие сигнала — сигнал с датчика хола (или штатного тахометра через ограничитель напряжения) разделить на 4 и подать на вход тахометра,

c1022 — ошибка, напряжение основного вывода датчика момента — возможно, что крышка вала перетерла изоляцию и средней, зеленый провод замыкает на массу

Сломался насос ГУР: признаки и причины неисправностей

Итак, все перечисленные выше элементы участвуют в процессе создания давления. Стоит маленькой пластинке треснуть или стереться, и вот давления уже недостаточно или нет совсем.

Во всем этом есть единственный плюс (если это можно назвать плюсом): насос ГУР никогда не ломается внезапно, он всегда подает сигналы бедствия.

Периодически сильно гудит

Поздравляем, у вас воздух. Загляните в бачок — если видите пузырящееся масло, значит, система разгерметизировалась, и в нее попал воздух. Сразу осмотрите агрегат, бачок и магистраль на предмет трещин. Если снаружи все целое, придется снимать и разбирать насос — возможно, подтекает сальник, уплотнительные кольца или прокладка.

Система гидроусилителя завоздушена

Пронзительно визжит при повороте руля

Тут дело в ремне: либо он слабо натянут и проскальзывает по шкиву во время вращения, либо совсем растянулся.

Под капотом постоянно гудит и руль стал тугим

Вот это явный, стопроцентный признак, что насос не может создавать нужное давление и зовет вас на помощь. А если нет давления, нет и толку от усилителя. Причин здесь несколько:

1. Износились элементы рабочей пары. Виной всему возраст насоса или старое, грязное масло (если оно вообще есть в системе).

  • Если вы тщательно следите за количеством и качеством масла, а пластинки стерлись по торцам, значит, пришло их время. Изношенные пластины не достают до стенок статора, не образуют областей низкого давления и не захватывают масло. Нужно просто заменить их.
  • Износились пазы лопастей — это тоже, в основном, проблема возрастных насосов. Можно поменять либо рабочую пару целиком, либо ротор.
  • Появились щербинки на внутренней поверхности статора, пазах или лопастях. Это случается, когда масло, призванное защищать детали насоса, гробит их. Как? Да элементарно: старое масло обычно насыщено металлической стружкой и мелким мусором. Эта стружка работает как абразив и разрушает поверхности рабочей пары. Микрочастицы металла появляются в системе, если насос какое-то время работал в сухую, а еще стружку выбивают уплотнительные кольца золотника. Эта проблема тоже решается в условиях СТО: мастер отшлифует стенки статора, в критическом случае — заменит деталь.
  • Залипли лопасти. Грязное, старое, вязкое масло не дает пластинкам двигаться быстро и свободно, они буквально залипают в пазах, выдвигаются-задвигаются неравномерно, давление создается через раз. В этом случае насос разбирают, чистят рабочую пару, обязательно промывают систему ГУР и, естественно, меняют масло.

Выработка на стенках статора

2. Серьезные повреждения редукционного клапана.

Редукционный клапан регулирует давление: когда оно превышает максимум, клапан открывает допканал и сбрасывает давление до допустимого. Случается, что редукционный клапан залипает, становится неподвижным, т.е перестает закрывать (или открывать, что хуже) допканал, и масло хлещет мимо системы. Такое происходит, если на клапане есть задиры или он так долго работал с грязным маслом, что буквально оброс липкими отложениями.

Отремонтировать клапан вполне реально — на большинстве автомобилей его можно снять, разобрать, почистить или заменить поврежденные элементы. Обязательно нужно промыть систему и залить новое масло.

Редукционный клапан насоса

3. Насос банально “устал”. Никакой механизм не может служить вечно, даже самый ухоженный и конструктивно совершенный.

Основные виды неисправностей механизма ГУР на Ланос и Шанс

Гидроусилитель руля представляет собой надежный механизм, который служит достаточно долго при условии регулярного его обслуживания. Важнейшим правилом проведения ТО является своевременная замена жидкости. От ее качества зависит эффективность работы системы, а также срок службы деталей. Однако, как и все виды механизмов, ГУР может давать сбои, которые проявляются следующими факторами:

  1. Возникновение толчков в руль — проявляются при осуществлении поворотов.
  2. Возрастает прикладываемое усилие для поворота колес.
  3. Повышается шума работы насоса ГУР.
  4. Течь жидкости в местах соединения.
  5. Вибрации в руле.
  6. Значительное облегчение вращения руля при высокой скорости. Это также говорит о возможной неисправности механизма.

Рассмотрим основные виды неисправностей гидроусилителя на Ланосе и Шансе 1,5, а также причины их возникновения и способы определения.

  1. Толчки в руль чаще всего возникают вследствие ослабления натяжки приводного ремня, который соединяет шкив коленвала с насосом ГУР. При проскальзывании ремня происходит закачка жидкости рывками, что проявляется в виде толчков в руль. В случае чрезмерного износа ремня, его необходимо заменить. Регулировка натяжения ременной передачи осуществляется путем смещения генератора. Оптимальным считается такое натяжение, когда ремень можно прокрутить на угол до 90 градусов.
  2. Увеличение усилия при прокручивании руля — необходимо проверить уровень жидкости в бачке, а также исправность ременной передачи. Если проблема после замены ремня и увеличения усилия его натяжения не исчезает, тогда следует прибегнуть к замене жидкости и проверке системы на герметичность.
  3. Шум при работе — если обнаруживается вой насоса ГУР на Ланосе, то это свидетельствует об износе подшипника. Для устранения неисправности, насос необходимо демонтировать и выполнить его ремонт. Причиной износа подшипника может быть израсходование смазки, а также повреждение сальников. Замена насоса выполняется в том случае, когда при его ремонте выявляется наличие дефектов внутренних деталей или механизм неразборной.
  4. Течь жидкости — когда обнаруживается такой признак, то это зачастую говорит о преобладании чрезмерного давления в системе. Возникает по причине нагрузок, когда водитель до упора проворачивает руль, и в таком положении удерживает его длительное время. Течь может возникнуть в магистралях, в соединениях или рабочих механизмах. Для начала выявляем место течи, после чего приступаем к его устранению, что зачастую реализуется подтяжкой соединений, а также заменой уплотнителей и магистралей.
  5. Вибрация руля — возникает по причине наличия воздуха в системе. Система является герметичной, а ее разгерметизация может быть вызвана нарушением качества соединений. Рекомендуется выполнить прокачку гидроусилителя, и в случае повтора такого проявления, следует отыскать место подсоса воздуха, и устранить поломку.

Неисправности распределителя и гидроцилиндра возникают крайне редко. Имея представление о проявлении неисправностей гидроцилиндра на Ланосе, можно прибегнуть к проведению самостоятельной диагностики и устранению поломок.

Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 79.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных он не должен превышать 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов; 20° для автобусов; 25° для грузовых автомобилей.

Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в сторону, противоположную положению, примерно соответствующему прямолинейному движению транспортного средства.

Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на 0,06 ± 0,01°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта необходимо выдерживать следующие условия испытаний:

  • шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими;
  • управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальтоили цементнобетонной поверхности;
  • испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе.

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

  • вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на ТС) не допускается;
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии ТС с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается;
  • максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС;
  • не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются;
  • резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС;
  • применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем ТС в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.

Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями и не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование ТС, должны быть в рабочем состоянии.

Обслуживание системы рулевого управления с ГУР

На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.

Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.

Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе

Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости

Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.

Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.

По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).

Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.

Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.

Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.

Ремонт гидроусилителя руля

Гидравлический усилитель рулевого управления – система, которая направлена на обеспечение дополнительной комфортабельности и безопасности при эксплуатации автомобиля. ГУР не только обеспечивает легкость управления автомобилем при маневрировании на малых скоростях, он еще и позволяет удержать автомобиль в случае «выстрела» колеса при передвижении на значительной скорости.

Но при этом гидравлический усилитель – дополнительное оборудование автомобиля, а значит, еще одно место, где могут появиться неисправности, если своевременно не проводить диагностику состояния и обслуживание этой системы.

Стоит отметить, что поломка ГУР не является критической для авто, и его можно эксплуатировать дальше. Ведь конструкторами предусмотрено, что выход из строя гидравлического усилителя не сказывается на работе рулевого механизма. В целом, возможность передвижения на машине с неисправным ГУР предусмотрена лишь для того, чтобы обеспечить возможность добраться без эвакуатора до точки ремонта.

Симптомы неисправностей

Кроме проведения визуального контроля узлов рулевого механизма, водитель определяет их состояние по косвенным признакам. Многие из них легко классифицировать и сгруппировать по характерным последствиям.

Во время удерживания руля водитель может ощущать толчки, что во многих случаях является свидетельством слабой натяжки приводного ремня. Такая же проблема бывает, когда необходимо с бОльшим усилием проворачивать руль. Потребуется проверить уровень заполненности бачка гидроусилителя, а также отсутствие грязи в нем.

Некорректная замена ГУР способна привести к завоздушиванию системы. Если относительно недавно проводились такие работы, то нужно избавиться от воздуха, прокачав жидкость по системе.

К вибрациям на руле в отдельных случаях приводит и некачественное состояние автомобильных покрышек. Кроме поломки рулевого механизма это является также распространенной причиной.

Дефект валов приводит к частому скручиванию шкивов со своего посадочного места. Во время работы будет слушаться характерный свистящий звук со стороны узла.

Шумы от узла бывают из-за неплотного закрепления трубок или рукавов ГУР. Ослабление герметизации приводит к появлению звука в местах сопряжения фитингов. Для устранения нужно перезакрепить соединение.

Провороты руля бывают при низком давлении в ГУР. За счет залегания клапана управляющего потоком происходит выход механизма из строя. При этом увеличивается износ шин и снижается управляемость. Такие же причины с клапанами приводят к проблемам во время маневрирования на низкой скорости, например, на парковках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про Daewoo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: